Во второй половине XIX столетия и в начале XX века усилия по освоению и совершенствованию анестезии предпринимались в немногочисленных тогда хирургических отделениях таких крупных населенных пунктов как Новочеркасск, Таганрог, Александро-Грушевск. В земских больницах нескольких крупных станиц хирургическую помощь осуществляли универсальные земские врачи-специалисты.
В Ростове-на-Дону, наиболее крупном городе Области Войска Донского, лечение хирургических больных обеспечивалось в Николаевской, наиболее старой больнице, построенной еще в 1878 году как госпиталь Красного Креста в связи с русско-турецкой войной (ныне клиническая больница медицинского университета); в Мариинской больнице, находившейся с 1888 года на территории смежного с Ростовом города Нор-Нахичевана; несколько позже — в так называемой Еврейской больнице (расположенной в Богатяновском переулке и принимавшей, кстати, всех больных независимо от национальности) и в больнице Владикавказской (ныне — Северо-Кавказской) железной дороги. Как и всюду в то время, масочный наркоз проводили опытные средние медработники, предпочтительно одни и те же.
Эпохальным явлением для донской медицины было перемещение в 1915 году в связи с войной Варшавского Императорского университета, сначала — в Москву, вслед за этим — в Ростов-на-Дону. В составе медицинского факультета в Ростове начали работать такие крупные деятели отечественной хирургии как заведующий кафедрой госпитальной хирургии Н. А. Богораз, заведующий кафедрой факультетской хирургии Н. И. Напалков и другие выдающиеся ученые и преподаватели-хирурги. Естественно, вопросы обезболивания не могли миновать их внимания. Известен, например, афоризм Н. И. Напалкова о том, что операция по поводу острого аппендицита «не для 1) молодого врача, 2) небольшого разреза и 3) местной анестезии«.
В связи с анестезией можно привести обстоятельства лечения профессора Н. А. Богораза, который 8 сентября 1920 г. в результате травматической ампутации потерял обе нижние конечности (травма трамваем). Ему сразу же по поступлении в клинику была выполнена хирургическая ампутация левого бедра, а на следующий день — хирургическая ампутация правой голени; обе операции — под масочным хлороформенным наркозом.
И все же первые шаги по внедрению достижений мировой анестезиологии в хирургическую практику в Ростовской области были сделаны, как и везде в мире, только тогда, когда в этом возникла острая насущная потребность, когда появилось современное оснащение и, самое главное, появились энтузиасты этого конкретного дела.
Современное оснащение для проведения ингаляционного наркоза было ввезено в Ростов-на-Дону из Великобритании в 1944 году в числе оборудования и оснащения для двух госпиталей, в качестве подарка Британского Красного Креста. Это связывают с состоявшимся тогда же визитом в наш город руководителя Британского Красного Креста Клементины Черчилль, супруги премьер-министра. В числе прибывшего медицинского оборудования были шесть наркозных аппаратов конструкции Бойля-Машина с приданными к ним П-образными ларингоскопами, резиновыми интубационными трубками без манжет, интубационными щипцами (всё — конструкции Мэджилла) и резиновыми воздуховодами типа Филиппса-Хирша, а также большое количество газовых редукторов выпуска Бритиш Оксиджен Компани и несколько десятков небольших баллонов с закисью азота. Все перечисленное было очень высокого качества и, после монтажа и комплектования рабочих мест анестезиологических бригад, оказалось полностью готовым к работе.
Часть анестезиологического оборудования была направлена в клинику госпитальной хирургии, где не находило себе применения несколько лет (как и в других лечебных учреждениях).
С 1947 года по поручению заведующего кафедрой госпитальной хирургии проф. 3. И. Карташева ординатор (в должности младшего лаборанта), затем ассистент Петр Петрович Коваленко начал заниматься вопросами хирургического общего обезболивания, используя имевшуюся в наличии аппаратуру. В марте 1948 года П.П. Коваленко выступил на заседании Ростовского общества хирургов с докладом о достоинствах аппаратного масочного эфирного (в потоке кислорода) наркоза. И ноябре того же 1948 года он доложил обществу о нескольких десятках удачно проведенных с использованием английских аппаратов эндотрахеальных наркозов при челюстно-лицевых и других операциях. При этом было использовано оригинальное приспособление — переходник от адаптера аппарата к интубационной трубке, а вместо износившихся английских трубок были применены импровизированные, вплоть до отрезка толстого желудочного зонда. Это были первые официальные сообщения о проведении современных анестезиологических пособий на Дону и, по нашим сведениям — первые на Северном Кавказе.
Заведующий кафедрой госпитальной хирургии проф. 3. И. Карташов продолжал уделять внимание современным методам обезболивания не только из-за традиционных для клиники со времен II. А. Богораза пластических челюстно-лицевых операций, но и в перспективе освоения операций в грудной полости. В конце 40-х и в первой половине 50-х годов эти вмешательства, преимущественно на легких, были освоены, но с применением местной инфильтрационной анестезии; последнее обстоятельство было эмоционально и физически очень тяжело для больного, а также связывало действия хирурга. Поэтому было необходимо освоение и внедрение современного по тому времени эндотрахеального наркоза, с применением миорелаксантов и искусственной вентиляции легких. Не было только охотников заниматься анестезиологией, так как талантливые и высококвалифицированные хирурги клиники имели свои перспективы работы.
В 1957 году на работу в хирургическое отделение ЦГБ им. Н.А.Семашко поступил молодой врач (ныне доцент-хирург, к.м.н.) Емельянов Валентин Алексеевич, который согласился с предложением П.П. Коваленко с совмещением работы хирурга и освоением специальности анестезиологии. Операции на лёгких, выполнявшиеся до этого под местной анестезией, стали производится «интрахеальным», как тогда называли наркозом.
Решение вопроса о нехватки анестезиологов пришло из-за рубежа. Уроженка Сербии, врач-анестезиолог Военно-медицинской Академии Югославии Милица Здравковна Маркович (если произносить ее имя на русский манер), работавшая под руководством главного хирурга Народной Армии Югославии профессора Папа, переехала но мотивам личного характера на жительство в СССР, конкретно — в Ростов-на-Дону в 1958 г. Проезжая через Москву, М. 3. Маркович обратилась по поводу трудоустройства к академику А. II. Бакулеву, который рекомендовал ее профессору 3. И. Карташову. Следует отметить, что М.З.Маркович по прибытию в Ростов-на-Дону уже была сложившимся врачом-анестезиологом, получившим фундаментальную подготовку в Военно-медицинской академии г. Белграда. Она прошла подготовку но анестезиологии под руководством английских инструкторов, систематически приезжавших в Белград; в их числе был и Р. Макинтош.
М. 3. Маркович, поработав некоторое время на кафедре госпитальной хирургии, переходит на работу в ЦГБ. Она и ассистент кафедры В. А. Емельянов, который совмещал тогда обязанности хирурга-преподавателя с работой анестезиолога, обеспечивали проведение анестезиологических пособий в необходимых случаях. В ЦГБ им. Н.А.Семашко М. 3. Маркович возглавила в составе хирургического отделения импровизированную службу анестезиологии, названную, как в то время было принято «лабораторией анестезиологии». Выполняя напряженную лечебную работу, М. 3. Маркович «на общественных началах» передавала знания и, главное, опыт начинающим анестезиологам, специализируя их, в пределах своих возможностей, на рабочем месте. Это врачи Геннадий Дмитриевич Монченко, В.А. Кузьмиченко, Николай Фёдорович Карнаухов, 3.К. Свирская, В.Ф. Юниченко, Г.Г. Жданов и др. В конце 60-х годов М.З.Маркович уехала на родину в Югославию, но затем неоднократно приезжала в Ростов-на-Дону на встречи со своими коллегами и друзьями. Одной из лучших её подруг была Алла Андреевна Канеева, прекрасный человек и специалист, которая до самого выхода на пенсию работала врачом анестезиологом-реаниматологом в ЦГБ им. Н.А.Семашко.
В 1958 году на территории центральной городской больницы (ЦГБ), где базировалась кафедра общей хирургии, был создан виварий для животных и экспериментальная операционная, где апробировались хирургические, анестезиологические и реанимационные методы, и готовился материал для многих кандидатских и докторских диссертаций.
В 1958 году заведующий Ростовским отделом здравоохранения (Н.Н.Ляшко) и главный хирург области (С.У. Аединов) издали распоряжение о создании областного хирургического «Центра» на кафедре общей хирургии, где предусматривалась подготовка специалистов: анестезиологов, реаниматологов, торакальных хирургов, рентгенологов, терапевтов и др. Курс анестезиологии факультета усовершенствования и специализации врачей Ростовском медицинском институте был организован на базе кафедры госпитальной хирургии в 1961 году. Он явился основной базой для пополнения кадров врачей-анестезиологов во всей области и, во многом, на Северном Кавказе. Курс был представлен преподавателем (ассистентом без ученой степени) Геннадием Дмитриевичем Монченко и несколькими смежниками-теоретиками.
В начале 1961 года Ростовским облздравотделом была учреждена должность внештатного главного анестезиолога Ростовского облздравотдела. До ноября 1961 года эту должность занимал хирург В.А. Емельянов, затем до ноября 1972 года — Г.Д. Монченко.
Возможность получить полноценную специализацию по анестезиологии, не выезжая из Ростова, способствовала внедрению современных методов обезболивания в практических лечебных учреждениях области. К 1961 году в Ростовской области образовались несколько анестезиологических групп, которые работали под руководством ведущих хирургов. Это клиника госпитальной хирургии, которую возглавил проф. П.П. Коваленко (анестезиологи Г.Д. Монченко, II.Ф. Карнаухов, В.А. Кузьмиченко), Северо-Кавказский окружной военный госпиталь (ведущие хирурги М.И. Цукерман и А.И. Селиванов, анестезиологи П.А. Борисов, А.Д. Беляевский, А.И. Рувинский), Ростовская Центральная городская больница (ведущий хирург проф. П. М. Шорлуян, анестезиологи М.3. Маркович, Г.Г. Жданов, позже В.Ф. Юниченко), Новочеркасский легочно-хирургический санаторий, в котором по инициативе и при деятельном участии ведущего хирурга Я.Г. Розинова службу анестезиологии организовал Г.Д. Монченко, а затем на длительное время возглавил И.И. Делчев. Первыми анестезиологами-практиками в городе, помимо вышеуказанных специалистов, стали Наталья Александровна Голубева (Областной госпиталь для инвалидов Отечественной войны, 1960 г.), Зинаида Клеофасовна Свирская (Областной противотуберкулезный диспансер, 1961 г.), Валентина Арсеньевна Дрон (дорожная больница СКЖД, 1962 г.), Полина Андреевна Соболева (больница № 6, 1962 г.), Наталья Алексеевна Комиссарова (медсанчасть завода «Ростсельмаш»).
Первым анестезиологом городской больницы № 2 им. Ленина, ныне — больницы скорой медицинской помощи с ее многопрофильной анестезиолого-реанимационной службой, была Ольга Сергеевна Покровская (1963 г.). В 1962 г. в Ростовском научно-исследовательском онкологическом институте первым анестезиологом стал Владислав Иванович Чирков. В Ростовском НИИ акушерства и педиатрии первым профессиональным анестезиологом стал, примерно в то же время, Владимир Васильевич Доценко. Затем крупную анестезиолого-реанимационную службу в этом институте организовал Герман Георгиевич Жданов, впоследствии ставший профессором и возглавивший кафедру в гор. Саратове.
Затем эти и многочисленные другие группы анестезиологии приобрели современные административные формы, трансформировались, в соответствии с изданными приказами М3 СССР, в отделения и, что самое главное, начали «обрастать» палатами реанимации и интенсивной терапии. В указанных палатах начали лечиться далеко не только тяжелые послеоперационные больные, но и пациенты нехирургического реанимационного профиля. Первое из таких отделений анестезиологии-реанимации было организовано доцентом — анестезиологом, преподававшим анестезиологию студентам, Александром Дмитриевичем Беляевским (одновременно — заведующим отделением) в 1969 году на базе Ростовской ЦГБ.
Перечислены, безусловно, далеко не все первопроходцы анестезиологии в Ростовской области, что можно объяснить лишь дефицитом информации. Главное, что выпало на их долю —
напряженнейшая работа без оглядки на время и оставшиеся силы, чаще всего при действенной поддержке ведущих хирургов и организаторов здравоохранения, а изредка и в условиях совершенного непонимания актуальности современного обезболивания.
У нас есть цель продолжить летопись развития службы анестезиологии и реаниматологии в Ростовской области. Просим Вас присылать сканы фотографий и информацию о развитии нашей службы в центральных районных больницах, городских и областных больницах области.
Материал взят из монографии А.Д. Беляевского и Г.Д. Монченко «Очерки по истории анестезиологии». 2000 г., воспоминаний к.м.н., доцента кафедры хирургических болезней №1 РостГМУ Емельянова Валентина Алексеевича, данных с сайта http://museum.rostgmu.ru/подразделения/истории-кафедр/кафедра-общей-хирургии; http://museum.rostgmu.ru/подразделения/истории-кафедр/кафедра-анестезиологии-и-реаниматологии; http://nahichevan.ru/istoricheskij-jekskurs/mariinskaja-bolnica-nahichevani-na-donu/; https://ok.ru/rostovvolnii/topic/69450871958468; https://dor-clinicrostov.ru/index/istoriya-bolniczyi/